Гнуть свою линию
«Главное, чего бы я хотела, чтобы люди узнали о кооперации и поверили бы в свои силы. ЛПХ-шники в своей массе всегда топчутся на месте. Мы были такими же, – продолжает Галина Николаевна. – Развитию неоткуда взяться, потому что цены на закупку всегда очень низкие. Сколько бы ты не доил – там и останешься. Объемы в нашем случае не так важны, как важна цена».
Однажды интерес к грантам «Агростартап» привел Галину Морару в кабинет теперь уже прежнего начальника РСХУ Шипуновского района Владимира Вилкова. Из общения она узнала, что многие из тех, кто прежде осваивал в районе краевые гранты, в итоге приходили к тому же, от чего хотели уйти – оставались наедине с перекупщиками. Программа «Агростартап», рассчитанная на создание и развитие кооперации, предложила принципиально иное решение, а именно – дала возможность небольшим производителям противостоять демпингу со стороны перекупщиков. Противостоять единым фронтом.
Начиналось все так. В семье Морару было 39 голов скота. 17 – дойные коровы. Когда Владимир Вилков оценил подсобное хозяйство Морару, через неделю вернулся с консультантом отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Минсельхоза Алтайского края Алексеем Трусовым.
Из общения выяснилось, что «Агростартапом» в районе заинтересовалось уже десять подсобных хозяйств. Галина Николаевна не была знакома ни с кем из них. Вскоре люди разного возраста, разного образования и социального положения в итоге объединились и получили гранты. На каждого пришлось 3 млн 950 тыс. рублей. Деньги пришли в апреле 2021 года, а первое, уже «кооперативное», молоко было отправлено на приемку только в декабре – за неделю до Нового года.
«У всех нас тогда было очень тяжелое лето. 8 из 10 построили скотные дворы и залезли при этом в страшные кредиты, потому что молоко тогда мы сдавали еще по 16 рублей. Приобретенный скот растелился: молока, казалось бы, много, но цены-то нет», – рассказывает председатель.
Затянулась история с поставкой молочного модуля – основное оборудование с системой фильтрации и танком на 6000 литров.
«Многие не хотели, чтобы «Агростарт» выходил на молочный рынок самостоятельно. Позже я узнала, что местные перекупщики решили нас поделить. Нас «тормозили», на первых порах с нами отказывались работать, – продолжает председатель. – Модуль мы запускали зимой в холода. Помогали не все. Кто-то просто смотрел на меня, со стороны – «получится у нее или нет?».
|